Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

 

 

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности (ссылка):

1. Читательская грамотность – это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

2. Естественно-научная грамотность - способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

3. Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности:

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

 

Оценка функциональной грамотности   ссылка для входа

 

Нормативно-правовые документы федерального  уровня 

Документы краевого  уровня 

  • Приказ МО СК от 17.09.2021г. № 1675-пр "Об организации работы по ФГ в Ставропольском крае" подробнее

  • Приказ МО СК от 06.12.2021г. № 2092-пр "О внесении изменений в приказ МО СК от 17.09.2021г. № 1675-пр "Об организации работы по ФГ в Ставропольском крае" подробнее

  • Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности подробнее

 

Документы муниципального  уровня

  • Приказ ОО АИГОСК от 16.12.2021г. № 1068 "О внесении изменений в приказ ОО АИГОСК от 22.09.2021г. № 782 "Об организации работы по ФГ в Изобильненском городском округе" подробнее

  • Приложение к приказу ОО АИГОСК от 16.12.2021г. № 1068 "О внесении изменений в приказ ОО АИГОСК от 22.09.2021г. № 782 "Об организации работы по ФГ в Изобильненском городском округе" подробнее

 

Документы школьного  уровня

  • План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающимися МБОУ "СОШ №18" ИГОСК на 2022/23 уч г. подробнее

  • Положение о формировании функциональной грамотности обучающимися МБОУ "СОШ №18" ИГОСК подробнее

  • Приказ от 23.09.2021г. № 310-пр  "Об организации работы по повышению ФГ" подробнее

  • Приказ от 17.12.2022г. № 443-пр  "О внесении изменений в приказ от 23.09.2021г. № 310-пр  "Об организации работы по повышению ФГ" подробнее

  • План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности подробнее

Информация  МБОУ «СОШ №18» ИГОСК об исполнении перечня поручений,  данных на совещании в режиме видеоконференцсвязи по вопросам введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и формирования функциональной грамотности обучающихся, состоявшегося 10 декабря 2021 года: 

Систематически  в учебный процесс включается  банк заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: https://fg.resh.edu.ru/ , https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti , в срок до 30 сентября 2021 г.

Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся: - ссылка на материалы

 

Планы работы по направлениям

 

План мероприятий, направленный на формирование и оценку математической грамотности подробнее

План мероприятий, направленный на формирование и оценку естественно-научной грамотности подробнее

План мероприятий, направленный на формирование и оценку финансовой грамотности подробнее

План мероприятий, направленный на формирование и оценку читательской грамотности подробнее

План мероприятий, направленный на формирование и оценку креативного мышления подробнее

План мероприятий, направленный на формирование и оценку глобальной компетенции подробнее

 

Лучшие практики

 

Глобальная грамотность:

Внеклассное мероприятие 9 класс

Толерантность конспект урока по обществознанию в 8 классе

Диагностическая работа для обучающихся 8-х классов к теме: «Социальные статусы и роли. Отцы и дети»

Формирование глобальной компетенции

Естественно-научная грамотность:

Естественно-научная функциональная  грамотность школьников

Урок биологии по теме: "Отдел Моховидные"

Урок химии 9 класс по теме: «Электролиз»

Креативное мышление:

Выступление на педагогическом совете по теме «Креативное мышление»

Географический альпинизм. «Покорение вершины Знаний»

Внеклассное мероприятие  «Рождество в Британии»

Математическая грамотность:

Развитие математической грамотности на уроках математики

Тест по математике 6 класс

Урок математики в 3 классе по теме: "Странички для любознательных" учитель Одинцова М.Т.

Читательская грамотность:

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат

Финансовая грамотность:

Конспект урока по ФГ "Как не иметь проблем с долгами"

презентация к уроку по ФГ "Как не иметь проблем с долгами"

Конспект урока по ФГ "Кредиты. Что это такое?"

презентация к уроку по ФГ "Кредиты. Что это такое?"

Конспект урока по ФГ "Семейный бюджет"

Конспект урока по ФГ "Финансовое мошенничество"

Игры по ФГ : "Мои финансы""Финансики""Финансовые ребусы"

Сертификаты участников 1-го Онлайн-урока "Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами" подробнее

Сертификаты участников 2-го Онлайн-урока "Как начать свой бизнес. Мечтай. Планируй. Действуй" подробнее

Сертификаты по ИГРАМ ФГ подробнее

Фото-отчеты по ИГРАМ ФГ:

 

 

 

 

Материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности:

Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке подробнее

Примеры открытых заданий PISA  подробнее

Сборник информационных и методических материалов для педагогов подробнее

Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)  подробнее

Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей подробнее

Список литературы по формированию функциональной грамотности подробнее

Результаты PISA в 2018 (презентация)  подробнее

Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA) подробнее

 

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности подробнее

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк методических материалов по развитию функциональной грамотности

Тест "Цифровые компетенции педагога"

Образовательная платформа "Просвещение"  

Материалы Института стратегии развития образования РАО

Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)

 

Дата последнего обновления страницы 19.07.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения